Анджей Вайда краснеет, как князь Мышкин, и улыбается, как голливудская звезда

Обыкновенный титан. Анджей Вайда краснеет, как князь Мышкин, и улыбается, как голливудская звезда. 2 апреля в Доме актера собрались поклонники творчества великого режиссера. Он не разочаровал публику - Вайда оказался столь же притягательным, как и его фильмы. Ироничным интеллектуалом, мудрым философом, способным по-мальчишески краснеть, и обаятельным, элегантным мужчиной. Рядом с Вайдой его жена Кристина Захватович - актриса, сценограф и художник по костюмам. Чувствовалось, что это не просто супружеская пара, а гармоничный творческий союз. Вопросов к живому классику кинематографа было, естественно, множество. Но мы представляем вам лишь малую толику этого многочасового общения. - Как вы сегодня относитесь к финалу фильма "Пепел и алмаз", когда героя убивают на свалке? - Финал фильма двузначен. Кто-то воспринял последнюю сцену как закономерную гибель героя на свалке истории. Польская публика - драматично. Нашего прекрасного парня убивают на помойке! И это восприятие было более многочисленным. В день премьеры, я помню, был звонок от цензора, и мне энергично порекомендовали пойти и вырезать эту концовку. Звонок был в полдень, а премьера - в 19 часов. Я подождал до семи, решив, что если в этот день фильм пройдет в прокат с таким финалом, то уж потом вряд ли кто-то будет что-то менять. Так и случилось. - Почему в фильме Настасья по роману Достоевского "Идиот" играют именно японские актеры? - Мне представляется, что Настасья Филипповна - это воображаемая женщина и для Рогожина, и для князя Мышкина. Их возлюбленная нереальна, она - тайна, фантазия. Для осуществления такой концепции мне нужна была не реальная, конкретная актриса, а, скорее, образ женщины, созданный воображением мужчины. В Японии с 17 века женские роли традиционно исполняют мужчины. Замечательный актер Тамасабуро Бандо к этому времени сыграл Джульетту, Электру, леди Макбет. Он прекрасно владел европейским репертуаром. Для него не стоял вопрос: играть или не играть Настасью. Он не знал, как предстать перед публикой в роли Мышкина. Он думал долго и согласился только через пять лет. Тогда мы и смогли осуществить этот особый проект: Тамасабуро сыграл эти две роли. - Несколько лет назад вы расстались с театром. Почему? - Наверное, я почувствовал, что мне больше нечего сказать средствами театра. Мне кажется, сегодня сцена нуждается в актерах будущего, а театр - в новых авторах. Ведь все мы, по сути дела, - слуги автора. Я ощущаю недостаток в таком новом репертуаре, в новых авторах, причем не только в Польше, но и в других странах. - Вы всегда довольны актерами, с которыми работаете? - Каждому режиссеру случается быть недовольным. Но я никогда не нагружал артистов ответственностью за свое недовольство. Если фильм удался, то я всегда говорю - мы сделали его вместе, это наш фильм. А если постигла неудача, то это мой фильм. Это я выбрал таких актеров и такую компанию. - Вы собирались снять документальную картину "Мои неудачные фильмы". Это - работа над ошибками или назидание потомкам? - Да, я хотел сделать такой фильм. Мне казалось, что это может быть любопытно. Но Кристина запретила. Она сказала: "Не давай глупым критикам никаких аргументов..." И я с ней согласился. Личное дело. Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в Сувалках на северо-западе Польши. Окончил Краковскую академию художеств и Высшую киношколу в Лодзи. Начинал как режиссер и сценарист короткометражных фильмов. Лауреат многочисленных премий и наград международных фестивалей. В 2000 году ему вручен "Оскар" за выдающиеся достижения в области киноискусства. Снял 45 фильмов и осуществил 50 театральных постановок, в том числе и на сцене московских театров. Самые знаменитые фильмы - "Канал", "Пепел и алмаз", "Человек из мрамора", "Человек из железа", "Земля обетованная", "Пан Тадеуш". Создателя польской киношколы считают одним из лучших театральных режиссеров. Долгие годы он сотрудничал со Старым театром в Кракове. На его сцене в 70-е годы поставлены спектакли по произведениям Достоевского - "Преступление и наказание" и "Бесы". Они признаны в Польше как знаковые постановки 20 века. Жизнь "Идиота" в мире, одержимом бесами Достоевский - один из любимых писателей Вайды. Для него Федор Михайлович - это глубокая тайна. Ее хочется познать, но и страшно, как перед омутом, который может затянуть в жуткие темные водовороты. У петербуржцев с Достоевским особые отношения, поэтому все, что касается его творчества, привлекает к себе пристальное внимание. Теперь есть возможность заглянуть в омут глазами Анджея Вайды - на русском языке вышла его книга "Театр совести". Три сценария произведений Достоевского для Старого театра в Кракове: "Бесы", Настасья Филипповна и "Преступление и наказание" . Дневниковые заметки режиссера, его размышления о том, как это было... В антракте возбужденный Конрад Свинарский спросил: Как ты добился того, что во время игры у них в глазах стоял такой страх? - Просто, - ответил я, - все три месяца репетиций я втолковывал им, что они не имеют права играть Достоевского на сцене! Это случилось во время премьеры спектакля "Бесы". Он продержался в репертуаре театра пятнадцать лет. Подготовила Ирина ЖУКОВА. <$> //* Источник информации : Комсом-ая правда в СПб, 6.04.02 //* Рег.Ном.- 1120400028.13-------------------------------------------


6.04.02. Другие материалы выпуска: Все материалы номера 6.04.02
Малая Земля. Другие выпуски: Малая Земля - все выпуски