Анджей Вайда краснеет, как князь Мышкин, и улыбается, как голливудская звезда
Обыкновенный титан. Анджей Вайда краснеет, как князь Мышкин, и
улыбается, как голливудская звезда.
2 апреля в Доме актера собрались поклонники творчества
великого режиссера. Он не разочаровал публику - Вайда оказался
столь же притягательным, как и его фильмы. Ироничным
интеллектуалом, мудрым философом, способным по-мальчишески
краснеть, и обаятельным, элегантным мужчиной. Рядом с Вайдой его
жена Кристина Захватович - актриса, сценограф и художник по
костюмам. Чувствовалось, что это не просто супружеская пара, а
гармоничный творческий союз.
Вопросов к живому классику кинематографа было, естественно,
множество. Но мы представляем вам лишь малую толику этого
многочасового общения.
- Как вы сегодня относитесь к финалу фильма "Пепел и алмаз",
когда героя убивают на свалке?
- Финал фильма двузначен. Кто-то воспринял последнюю сцену как
закономерную гибель героя на свалке истории. Польская публика -
драматично. Нашего прекрасного парня убивают на помойке! И это
восприятие было более многочисленным. В день премьеры, я помню,
был звонок от цензора, и мне энергично порекомендовали пойти и
вырезать эту концовку. Звонок был в полдень, а премьера - в 19
часов. Я подождал до семи, решив, что если в этот день фильм
пройдет в прокат с таким финалом, то уж потом вряд ли кто-то
будет что-то менять. Так и случилось.
- Почему в фильме Настасья по роману Достоевского "Идиот" играют
именно японские актеры?
- Мне представляется, что Настасья Филипповна - это
воображаемая женщина и для Рогожина, и для князя Мышкина. Их
возлюбленная нереальна, она - тайна, фантазия. Для осуществления
такой концепции мне нужна была не реальная, конкретная актриса,
а, скорее, образ женщины, созданный воображением мужчины. В
Японии с 17 века женские роли традиционно исполняют мужчины.
Замечательный актер Тамасабуро Бандо к этому времени сыграл
Джульетту, Электру, леди Макбет. Он прекрасно владел европейским
репертуаром. Для него не стоял вопрос:
играть или не играть Настасью. Он не знал, как предстать перед
публикой в роли Мышкина. Он думал долго и согласился только через
пять лет. Тогда мы и смогли осуществить этот особый проект:
Тамасабуро сыграл эти две роли.
- Несколько лет назад вы расстались с театром. Почему?
- Наверное, я почувствовал, что мне больше нечего сказать
средствами театра. Мне кажется, сегодня сцена нуждается в актерах
будущего, а театр - в новых авторах. Ведь все мы, по сути дела, -
слуги автора. Я ощущаю недостаток в таком новом репертуаре, в
новых авторах, причем не только в Польше, но и в других странах.
- Вы всегда довольны актерами, с которыми работаете?
- Каждому режиссеру случается быть недовольным. Но я никогда
не нагружал артистов ответственностью за свое недовольство. Если
фильм удался, то я всегда говорю - мы сделали его вместе, это наш
фильм. А если постигла неудача, то это мой фильм. Это я выбрал
таких актеров и такую компанию.
- Вы собирались снять документальную картину "Мои неудачные
фильмы". Это - работа над ошибками или назидание потомкам?
- Да, я хотел сделать такой фильм. Мне казалось, что это может
быть любопытно. Но Кристина запретила. Она сказала: "Не давай
глупым критикам никаких аргументов..." И я с ней согласился.
Личное дело. Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в Сувалках
на северо-западе Польши. Окончил Краковскую академию художеств и
Высшую киношколу в Лодзи. Начинал как режиссер и сценарист
короткометражных фильмов.
Лауреат многочисленных премий и наград международных
фестивалей. В 2000 году ему вручен "Оскар" за выдающиеся достижения
в области киноискусства.
Снял 45 фильмов и осуществил 50 театральных постановок, в том
числе и на сцене московских театров. Самые знаменитые фильмы -
"Канал", "Пепел и алмаз", "Человек из мрамора", "Человек из железа",
"Земля обетованная", "Пан Тадеуш".
Создателя польской киношколы считают одним из лучших
театральных режиссеров. Долгие годы он сотрудничал со Старым
театром в Кракове. На его сцене в 70-е годы поставлены спектакли
по произведениям Достоевского - "Преступление и наказание" и "Бесы".
Они признаны в Польше как знаковые постановки 20 века.
Жизнь "Идиота" в мире, одержимом бесами Достоевский - один из
любимых писателей Вайды. Для него Федор Михайлович - это глубокая
тайна. Ее хочется познать, но и страшно, как перед омутом,
который может затянуть в жуткие темные водовороты.
У петербуржцев с Достоевским особые отношения, поэтому все,
что касается его творчества, привлекает к себе пристальное
внимание. Теперь есть возможность заглянуть в омут глазами Анджея
Вайды - на русском языке вышла его книга "Театр совести". Три
сценария произведений Достоевского для Старого театра в Кракове:
"Бесы", Настасья Филипповна и "Преступление и наказание" .
Дневниковые заметки режиссера, его размышления о том, как это
было...
В антракте возбужденный Конрад Свинарский спросил: Как ты
добился того, что во время игры у них в глазах стоял такой страх?
- Просто, - ответил я, - все три месяца репетиций я втолковывал
им, что они не имеют права играть Достоевского на сцене!
Это случилось во время премьеры спектакля "Бесы". Он
продержался в репертуаре театра пятнадцать лет.
Подготовила Ирина ЖУКОВА.
<$>
//* Источник информации : Комсом-ая правда в СПб, 6.04.02
//* Рег.Ном.- 1120400028.13-------------------------------------------
6.04.02. Другие материалы выпуска:
- Главным тренером петербургского "Динамо" стал Александр Аверьянов
- В Сестрорецке спорят, каким должен быть знаменитый спортсмен в камне
- Питерская студентка Александра Матвеева призналась, что может полюбить человека с физическими недостатками
- Замдиректора Эрмитажа забирали в милицию за ношение фанатского шарфа
- Владислав Радимов благодарен Юрию Морозову за то, что тот не взял его к себе в команду
- В один из вечеров на прошлой неделе почти вся стильная публика Питера собралась в Санкт-Петербургском государственном академическом театре балета на премьерном спектакле, именуемом "Коллекция 10"
- ИДЕ рассказал о семье и своих внепрофессиональных пристрастиях
- В 1917 году после путешествия по югу Европы русский композитор Игорь Стравинский вернулся к себе домой, в Швейцарию
- Мы открыли новые грани войны - считает Виталий Салтыков, который играет фашистов
- В минувший четверг на пульт Управления ГО и ЧС Курортного района поступил звонок
Малая Земля. Другие выпуски:
Малая Земля - все выпуски